Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

 

 

Фортепиано. Оркестровые струнные инструменты .Оркестровые духовые и ударные инструменты. Инструменты народного оркестра.

 

Срок обучения:  3 г. 10 мес.

 

Базовое образование:  основное общее

 

Квалификация: Артист-инструменталист (концертмейстер), преподаватель

 

 

 

Общая характеристика профессиональной деятельности:

 

-          исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных сценических площадках);

 

-          педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

 

 

 

Требования к профессиональной подготовке:

 

Должен знать:

 

-               сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;

 

-               ансамблевый репертуар для различных камерных составов; квартета;

 

-               оркестровые сложности для данного инструмента, базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

 

-               художественно-исполнительские возможности инструмента;

 

-               основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;

 

-               закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

 

-               выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

 

-               профессиональную терминологию;

 

-               особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.

 

-               основы теории воспитания и образования;

 

-               репертуар детских музыкальных школ;

 

-                особенности психологии различных возрастных групп обучающихся;

 

-                основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования.

 

 

Должен уметь:

 

-               играть на избранном инструменте, имея в своём репертуаре различные произведения классической и современной музыкальной литературы, в том числе произведения концертно-виртуозного плана;

 

-               играть в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерные произведения классической и современной музыки;

 

-               аккомпанировать с транспонированием в другие тональности несложные произведения вокальной и инструментальной литературы;

 

-               читать с листа несложную музыкальную литературу для своего инструмента, а также ансамблевые и оркестровые партии;

 

-               владеть основами вокальной техники, спецификой исполнения джазовых произведений.

 

 

 

Общие компетенции:

 

Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

 

-               понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

 

-               организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

 

-               решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

 

-               осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

 

-               использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

 

-               работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;

 

-               ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

 

-               самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

 

-               ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

 

-               исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);

 

-               использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности;

 

-               использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

 

 

 

Профессиональные компетенции:

 

Должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

 

§    Исполнительская деятельность:

 

-               целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар;

 

-               осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в  условиях концертной организации,  в оркестровых и ансамблевых коллективах;

 

-               осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар;

 

-               выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

 

-               применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии;

 

-               применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач;

 

-               исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности;

 

-               создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп;

 

§    Педагогическая деятельность:

 

-               осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования,  общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

 

-               использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

 

-               использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе;

 

-               осваивать основной учебно-педагогический репертуар;

 

-               применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ;

 

-               использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

 

-               планировать развитие профессиональных умений обучающихся;

 

-               владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

 

 

 

Профессионально-важные качества:

 

-          общая музыкальная одаренность, что предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма;

 

-          артистизм;

 

-          образное мышление, фантазия;

 

-          мобильность, скорость, активность;

 

-          усидчивость;

 

-          педагогические способности.

 

 

 

Медицинские противопоказания:

 

-          тремор рук;

 

-          нарушение координации движений;

 

-          заболевания органов слуха;

 

-          головные боли.

 

 

 

Родственные  профессии/специальности:

 

-          актёрское искусство;

 

-          вокальное искусство;

 

-          музыкальное искусство эстрады;

 

-          народное художественное творчество (по видам);

 

-          сольное и хоровое народное пение;

 

-          социально-культурная деятельность;

 

-          теория музыки;

 

-          хоровое дирижирование.

 

 

 

Области применения и возможные места работы: профессиональные и самодеятельные концертные организации, музыкальные коллективы, кружки и студии, а также в качестве преподавателя игры на инструменте в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования.

 

 

 

 

 

Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по данной профессии/специальности:

БПОУ«Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф. П. Павлова» Минкультуры Чувашии

428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 33, корп. 1.

тел. (8352)45-39-73

http://muzuch.ru

e-mail: