Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
Фортепиано. Оркестровые струнные инструменты .Оркестровые духовые и ударные инструменты. Инструменты народного оркестра.
Срок обучения: 3 г. 10 мес.
Базовое образование: основное общее
Квалификация: Артист-инструменталист (концертмейстер), преподаватель
Общая характеристика профессиональной деятельности:
- исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных сценических площадках);
- педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).
Требования к профессиональной подготовке:
Должен знать:
- сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;
- ансамблевый репертуар для различных камерных составов; квартета;
- оркестровые сложности для данного инструмента, базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
- художественно-исполнительские возможности инструмента;
- основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;
- закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
- выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;
- профессиональную терминологию;
- особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
- основы теории воспитания и образования;
- репертуар детских музыкальных школ;
- особенности психологии различных возрастных групп обучающихся;
- основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования.
Должен уметь:
- играть на избранном инструменте, имея в своём репертуаре различные произведения классической и современной музыкальной литературы, в том числе произведения концертно-виртуозного плана;
- играть в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерные произведения классической и современной музыки;
- аккомпанировать с транспонированием в другие тональности несложные произведения вокальной и инструментальной литературы;
- читать с листа несложную музыкальную литературу для своего инструмента, а также ансамблевые и оркестровые партии;
- владеть основами вокальной техники, спецификой исполнения джазовых произведений.
Общие компетенции:
Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;
- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);
- использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности;
- использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
Должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
§ Исполнительская деятельность:
- целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар;
- осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах;
- осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар;
- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;
- применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии;
- применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач;
- исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности;
- создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп;
§ Педагогическая деятельность:
- осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;
- использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;
- использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе;
- осваивать основной учебно-педагогический репертуар;
- применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ;
- использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- планировать развитие профессиональных умений обучающихся;
- владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Профессионально-важные качества:
- общая музыкальная одаренность, что предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма;
- артистизм;
- образное мышление, фантазия;
- мобильность, скорость, активность;
- усидчивость;
- педагогические способности.
Медицинские противопоказания:
- тремор рук;
- нарушение координации движений;
- заболевания органов слуха;
- головные боли.
Родственные профессии/специальности:
- актёрское искусство;
- вокальное искусство;
- музыкальное искусство эстрады;
- народное художественное творчество (по видам);
- сольное и хоровое народное пение;
- социально-культурная деятельность;
- теория музыки;
- хоровое дирижирование.
Области применения и возможные места работы: профессиональные и самодеятельные концертные организации, музыкальные коллективы, кружки и студии, а также в качестве преподавателя игры на инструменте в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования.
|