Сольное и хоровое народное пение

 

Наименование профессии /специальности: Сольное и хоровое народное пение (по видам):

Срок обучения:  3 г. 10 мес.

Базовое образование: основное общее

Квалификация:

-               Артист-вокалист;

-               Преподаватель;

-               Руководитель народного коллектива.

 

Общая характеристика профессиональной деятельности:

-               исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста хора, ансамбля, солиста на различных сценических площадках);

-               педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях спо);

-               организационная деятельность (руководство народными коллективами, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений).

 

Требования к профессиональной подготовке:

Должен знать:

-               сольный и хоровой репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

-               художественно-исполнительские возможности голосов;

-               особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;

-               профессиональную терминологию;

-               ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

-               художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле и хоре;

-               особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе народного хора и ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля;

-               исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями);

-               специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;

-               выразительные  и технические возможности фортепиано;

-               основы теории воспитания и образования;

-               психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

-               требования к личности педагога;

-               творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (вокальных и хоровых дисциплин);

-               педагогический (вокальный и хоровой) репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;

-               профессиональную терминологию;

-               порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.

-               сольный, ансамблевый и хоровой исполнительский репертуар и практику его использования в творческих коллективах;

-               основные этапы истории песенных и певческих стилей различных регионов россии;

-               профессиональную терминологию;

-               основные положения теории менеджмента, особенности предпринимательства в профессиональной сфере

 

Должен уметь:

-               использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

-               профессионально и психофизически владеть собой  в процессе репетиционной и концертной работы с  хоровыми, сольными и ансамблевыми программами;

-               использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

-               применять теоретические знания в исполнительской практике;

-               пользоваться специальной литературой;

-               слышать партии в хоре и ансамблях с различным количеством исполнителей;

-               согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле и хоре;

-               самостоятельно работать над исполнительским репертуаром  (в соответствии с программными требованиями);

-               использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной цели в работе над исполнительским репертуаром;

-               использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми произведениями, в концертных выступлениях.

-               делать педагогический анализ ситуации в классе индивидуального творческого обучения;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

-               определять важнейшие характеристики голоса обучающегося и планировать его дальнейшее развитие;

-               пользоваться специальной литературой

-               организовывать репетиционно-творческую и хозяйственную деятельность творческих коллективов;

-               определять музыкальные диалекты;

-               анализировать исполнительскую манеру;

-               аранжировать песни для сольного и хорового исполнения;

-               использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

-               применять теоретические знания в исполнительской практике;

-               пользоваться специальной литературой;

-               исполнять инструментальную партию на простейших инструментах в концертных номерах.

 

Общие компетенции:

Специалист по сольному и хоровому народному пению должен обладать общими компетенциямивключающими в себя способность:

-               понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-               организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

-               решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

-               осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-               использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

-               работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;

-               ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

-               самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

-               ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

-               исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);

-               использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности;

-               использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

 

Профессиональные  компетенции по видам деятельности:

Специалист по сольному и хоровому народному пению должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

-               целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями);

-               осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в  условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах;

-               применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии;

-               выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

-               систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара;

-               применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач;

-               осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования,  общеобразовательных учреждениях, учреждениях спо;

-               использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

-               использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе;

-               осваивать основной учебно-педагогический репертуар;

-               применять классические и современные методы преподавания, вокальных и хоровых дисциплин, анализировать особенности народных исполнительских стилей;

-               использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

-               планировать развитие профессиональных умений обучающихся;

-               применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов;

-               исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности;

-               использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в учреждениях образования и культуры;

-               создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

 

Профессионально-важные качества:

-                   музыкальный слух;

-                   сильный, гибкий, красивый голос;

-                   артистические способности;

-                   чувство ритма;

-                   музыкальная память;

-                   терпение, целеустремленность;

-                   развитое воображение;

-                   творческие способности (склонность к импровизации, гибкость мышления);

-                   сильная воля;

-                   экспрессивность.

 

Медицинские противопоказания:

-               Заболевания дыхательной системы.

-               Заболевания органов слуха.

-               Заболевания опорно-двигательного аппарата.

-               Заболевания нервной системы.

 

Родственные профессии/специальности:

-               Актёрское искусство;

-               Вокальное искусство;

-               Инструментальное исполнительство (по видам инструментов);

-               Музыкальное искусство эстрады;

-               Народное художественное творчество(по видам);

-               Теория музыки;

-               Хоровое дирижирование

 

Области применения и возможные места работы:

-               детские музыкальные школы, детские школы искусств;

-               детские  хоровые школы;

-               общеобразовательные учреждения  и учреждения дополнительного образования.

 

 

Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по данной профессии/специальности

 

БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии

428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 33, тел. (8352)45-39-73http://muzuch.ru

e-mail: