Стоматология профилактическая
Наименование профессии /специальности: Стоматология профилактическая Срок обучения: 1 г. 10 мес. Базовое образование: среднее (полное) общее. Квалификация: Гигиенист стоматологический
Общая характеристика профессиональной деятельности: - диагностика и профилактика стоматологических заболеваний; - проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта; - санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний.
Требования к профессиональной подготовке: Должен знать: - правовые и нравственно - этические нормы в сфере профессиональной деятельности; - строение тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией; - анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области в норме и при патологических состояниях; - основные виды и методы дезинфекции и стерилизации; - эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути передачи инфекции, группы риска, основные клинические проявления, методы диагностики, лечения и профилактики ВИЧ - инфекции, гепатита; - организацию работы, оснащение, инструменты, медикаменты терапевтического, хирургического, ортопедического, ортодонтического отделений и кабинетов стоматологических лечебно-профилактических учреждений; современные пломбировочные материалы; - принципы организации стоматологической помощи населению; проведение диспансеризации больных со стоматологическими заболеваниями; - вопросы этиологии, патогенеза, клиники и диагностики основных стоматологических заболеваний; - общие и местные факторы, вызывающие болезни зубов и полости рта, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний; - методы и средства профилактики кариеса зубов, его осложнений, заболеваний твердых тканей зубов некариозного происхождения; - методы и средства профилактики заболеваний папародонта; - методы и средства стоматологического просвещения, его цели, задачи, средства и формы проведения; - основы проведения эпидемиологического стоматологического обследования населения (цели, задачи, этапы, методики регистрации результатов). - правовые аспекты работы.
Должен уметь: - использовать нормативные и правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста; - использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к практической деятельности; - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях; - обеспечить инфекционную безопасность пациента и медперсонала; - регистрировать стоматологический статус во время эпидемиологического обследования населения с помощью индексов и критериев ВОЗ; - проводить стоматологический профилактический осмотр пациентов различных возрастных групп и регистрировать стоматологический статус; - определять состояние гигиены полости рта и тканей пародонта; - диагностировать кариес и некариозные поражения зубов; - обучать методике чистки зубов пациентов различных возрастных групп; - осуществлять подбор индивидуальных средств гигиены по уходу за полостью рта; - проводить профилактику кариеса зубов с помощью местных фторосодержащих препаратов, проводить профилактику фиссурного кариеса, осуществлять ременерализирующую терапию; - осуществлять профессиональную гигиену полости рта; - проводить стоматологическое просвещение срединаселения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей образовательных учреждений; - проводить профилактику стоматологических заболеваний у детей в организованных коллективах; - проводить анкетирование населения
Общие компетенции: Гигиенист стоматологический должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; - брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; - ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности; - бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия; - быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку; - оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; - организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности; - вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; - исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции по видам деятельности: Гигиенист стоматологический должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: § Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний: - регистрировать данные эпидемиологического стоматологического обследования населения; - осуществлять сбор данных о состоянии здоровья населения пациента и проводить осмотр полости рта; - выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний; - проводить профилактику стоматологических заболеваний; - вести медицинскую документацию; - соблюдать установленные требования к хранению и использованию средств гигиены и профилактики, правилам работы и контролю за состоянием медицинского стоматологического оборудования, инструментария; - оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; § Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта: - оценивать состояние тканей пародонта и гигиены полости рта; - обучать пациентов уходу за полостью рта и применению средств гигиены, оценивать эффективность проводимых мероприятий; - осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента; - осуществлять профессиональную гигиену полости рта; § Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний: - проводить мероприятия по стоматологическому просвещению населения; - консультировать работников школьно-дошкольных, образовательных учреждений и семью по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний; - оценивать эффективность мероприятий по стоматологическому просвещению; - формировать мотивацию к здоровому образу жизни.
Профессионально-важные качества: - хорошая концентрация и распределение внимания; - высокая координация движения рук (кистей, пальцев); - умение соизмерять и дозировать усилия; - выносливость зрительного анализатора, правильное цветоощущение.
Медицинские противопоказания: Работа зубного техника не рекомендуется людям с заболеваниями: - хроническими инфекционными; - опорно-двигательного аппарата (а именно, нарушение координации движений кистей рук); - аллергическими; - зрительного анализатора.
Родственные профессии/специальности: - Фармация.
Области применения и возможные места работы: - стоматологические кабинеты в поликлиниках; - стоматологические отделения и кабинеты в больницах; - специализированные стоматологические поликлиники и больницы; - частные стоматологические клиники; - стоматологические кабинеты в детских учреждениях (детских садах, школах, колледжах и т.д.); - детские оздоровительные лагеря и лагеря отдыха; - санатории и дома отдыха.
|