Теория музыки

 

Наименование профессии /специальности Теория музыки

Срок обучения: 3 г. 10 мес.

Базовое образование: основное общее

Квалификация: Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности.

 

Общая характеристика профессиональной деятельности:

Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

Организационная, музыкально-просветительская, репетиционно - концертная деятельность в творческом коллективе.

Корреспондентская деятельность в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры.

 

Требования к профессиональной подготовке:

Должен знать:

-     цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере музыкального образования;

-     классические и современные методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин;

-     особенности психологии различных возрастных групп обучающихся;

-     основы организации деятельности учреждения музыкального образования.

Должен уметь:

-     осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях;

-     преподавать музыкально-теоретические дисциплины,

-     развивать музыкальный слух и творческие способности учащихся,

-     формировать художественное мышление учащихся.

 

Общие компетенции:

Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности должен обладать общими компетенциями, включающимися  в себя способность:

-     понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-     организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

-     решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

-     осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-     использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

-     работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;

-     ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

-     самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

-     ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

-     исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Профессиональные  компетенции по видам деятельности:

Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

§      Педагогическая деятельность:

-     осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других образовательных учреждениях;

-      использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

-     использовать базовые знания и навыки по организации и анализу учебного процесса, по методике подготовки и проведения урока в классе музыкально-теоретических дисциплин;

-     осваивать учебно-педагогический репертуар;

-     применять классические и современные методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин;

-     использовать индивидуальные методы и приёмы работы в классе музыкально-теоретических дисциплин с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

-     планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся;

-     пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и обосновывать собственные приёмы и методы преподавания;

§      Организационная, музыкально-просветительская, репетиционно-концертная деятельность в творческом коллективе:

-     применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов;

-     исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности;

-     использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в учреждениях образования и культуры;

-     разрабатывать лекционно-концертные программы с учётом специфики восприятия различных возрастных групп слушателей;

-     владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;

-     осуществлять лекционно-концертную работу в условиях концертной аудитории и студии звукозаписи;

-     использовать различные формы связи с общественностью с целью музыкального просветительства;

-     выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе работы над концертными программами;

§      Корреспондентская деятельность в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры:

-     разрабатывать информационные материалы о событиях и фактах в области культуры и искусства для публикаций в печатных средствах массовой информации (сми), использования на телевидении, радио, в сетевых сми;

-     собирать и обрабатывать материалы о событиях и явлениях художественной культуры через использование современных информационных технологий;

-     использовать корректорские и редакторские навыки в работе с музыкальными и литературными текстами;

-     выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в музыкально-корреспондентской деятельности.

 

Профессионально-важные качества:

-     хорошая память (в т. ч. музыкальная);

-     музыкальный вкус;

-     музыкальный слух;

-     четкая дикция;

-     грамотная речь;

-     коммуникативные навыки;

-     высокий уровень переключения, распределения и объема внимания;

-     организаторские способности;

-     тонкое музыкальное чутье;

-     креативность;

-     способность не переносить собственные музыкальные вкусы на аудиторию.

 

Медицинские противопоказания: нарушение координации движений, нервные и психические заболевания.

 

Родственные профессии/специальности:

-     Актёрское искусство.

-     Вокальное искусство.

-     Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).

-     Музыкальное искусство эстрады.

-     Народное художественное творчество (по видам).

-     Сольное и хоровое народное пение.

-     Социально-культурная деятельность.

-     Хоровое дирижирование.

 

Области применения и возможные места работы: Музыкальные школы, образовательные учреждения и т. п.

 

Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по данной профессии/ специальности:

БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова»

Минкультуры Чувашии

428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 33, тел. (8352)45-39-73http://muzuch.ru

e-mail: