Хоровое дирижирование

 

Наименование профессии (специальности): Хоровое дирижирование

Срок обучения:  3 г. 10 мес.

Базовое образование: Основное общее

Квалификация: Дирижёр хора; Преподаватель.

 

Общая характеристика профессиональной деятельности: Исполнительское творчество в качестве хормейстера, артиста хора или ансамбля на различных сценических площадках, музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других образовательных учреждениях, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений.

 

Требования к профессиональной подготовке:

Должен знать:

-               Обширный музыкальный репертуар,

-               теоретические основы записи и чтения хоровых произведений,

-               основы хороведения,

-               педагогику,

-               психологию.

Должен уметь:

-               Читать с листа свою партию в хоровом произведении средней сложности;

-               Исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства, любую партию в хоровом сочинении;

-               Исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров «a,capella» и с сопровождением, транспонировать;

-               Дирижировать хоровые произведения различных типов: «a'capella» и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с одновременным пением хоровых партий;

-               Анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения;

-               Определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры, музыкальные художественно выразительные средства;

-               Выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);

-               Применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми произведениями;

-               Организовывать работу детского хорового коллектива с учетом возраста и подготовленности певцов;

-               Создавать хоровые переложения (аранжировки);

-               Пользоваться специальной литературой;

-               Согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения;

-               Работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах;

-               Делать педагогический анализ ситуации в хоровом исполнительском  классе;

-               Использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

-               Определять важнейшие характеристики голосов обучающихся и планировать их дальнейшее развитие;

-               Пользоваться специальной литературой.

 

Общие компетенции:

Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

-               Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-               Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-               Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

-               Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-               Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

-               Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

-               Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

-               Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-               Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Профессиональные компетенции:

Должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

-               Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

-               Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в  условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.

-               Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

-               Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения.

-               Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

-               Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

-               Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

-               Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях дополнительного образования, учреждениях общего образования, учреждениях СПО.

-               Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

-               Использовать базовые знания и навыки по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в хоровом классе.

-               Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

-               Применять классические и современные методы преподавания хорового пения и дирижирования.

-               Использовать индивидуальные методы и приемы работы в хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

-               Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся.

-               Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

 

Профессионально-важные качества:

-                музыкальный слух;

-                музыкальная память;

-                чувство ритма;

-                художественный вкус;

-                педагогический такт;

-                организаторские способности;

-                эрудиция.

Медицинские противопоказания:

-               плохие слух и зрение;

-               нервные и психические заболевания;

-               нарушение функций опорно-двигательного аппарата.

 

Родственные профессии/специальности:

-     Актерское искусство.

-     Вокальное искусство.

-     Инструментальное исполнительство (по видам).

-     Музыкальное искусство эстрады.

-     Народное художественное творчество (по видам).

-     Сольное и хоровое народное пение.

-     Социально-культурная деятельность.

-     Теория музыки.

 

Области применения, возможные места работы: учреждения культуры, искусства и т.п.

 

 

Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по данной профессии:

БПОУ«Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии

428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 33, тел. (8352)45-39-73http://muzuch.ru

e-mailmuzuch@chebnet.com