Хоровое дирижирование

Наименование профессии (специальности):Хоровое дирижирование

Срок обучения:3 г. 10 мес.

Базовое образование:Основное общее

Квалификация:Дирижёр хора; Преподаватель.

Общая характеристика профессиональной деятельности:Исполнительское творчество в качестве хормейстера, артиста хора или ансамбля на различных сценических площадках, музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других образовательных учреждениях, организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений.

Требования к профессиональной подготовке:

Должен знать:

- Обширный музыкальный репертуар,

- теоретические основы записи и чтения хоровых произведений,

- основы хороведения,

- педагогику,

- психологию.

Должен уметь:

- Читать с листа свою партию в хоровом произведении средней сложности;

- Исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства, любую партию в хоровом сочинении;

- Исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров «a,capella» и с сопровождением, транспонировать;

- Дирижировать хоровые произведения различных типов: «a'capella» и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с одновременным пением хоровых партий;

- Анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения;

- Определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры, музыкальные художественно выразительные средства;

- Выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);

- Применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми произведениями;

- Организовывать работу детского хорового коллектива с учетом возраста и подготовленности певцов;

- Создавать хоровые переложения (аранжировки);

- Пользоваться специальной литературой;

- Согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения;

- Работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах;

- Делать педагогический анализ ситуации в хоровом исполнительском классе;

- Использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

- Определять важнейшие характеристики голосов обучающихся и планировать их дальнейшее развитие;

- Пользоваться специальной литературой.

Общие компетенции:

Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

- Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

Должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

- Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

- Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.

- Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

- Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения.

- Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

- Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

- Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

- Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях дополнительного образования, учреждениях общего образования, учреждениях СПО.

- Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

- Использовать базовые знания и навыки по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в хоровом классе.

- Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

- Применять классические и современные методы преподавания хорового пения и дирижирования.

- Использовать индивидуальные методы и приемы работы в хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся.

- Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

Профессионально-важные качества:

- музыкальный слух;

- музыкальная память;

- чувство ритма;

- художественный вкус;

- педагогический такт;

- организаторские способности;

- эрудиция.

Медицинские противопоказания:

- плохие слух и зрение;

- нервные и психические заболевания;

- нарушение функций опорно-двигательного аппарата.

Родственные профессии/специальности:

- Актерское искусство.

- Вокальное искусство.

- Инструментальное исполнительство (по видам).

- Музыкальное искусство эстрады.

- Народное художественное творчество (по видам).

- Сольное и хоровое народное пение.

- Социально-культурная деятельность.

- Теория музыки.

Области применения, возможные места работы:учреждения культуры, искусства и т.п.

Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по данной профессии:

БПОУ«Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии

428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 33, тел. (8352)45-39-73http://muzuch.ru

e-mail:muzuch@chebnet.com